«Рынок автокомпонентов: вызовы, тренды, перспективы»

Аналитическая конференция «Рынок автокомпонентов: вызовы, тренды, перспективы» в рамках деловых встреч на MIMS Automechanika 2018 Moscow прошла при огромном стечении слушателей. Просторный зал «Стеклянный купол» едва вместил всех желающих принять в ней участие. Повышенное внимание к мероприятию не случайно: здесь были затронуты самые важные, самые актуальные для отрасли темы.

 Аналитическая конференция «Рынок автокомпонентов: вызовы, тренды, перспективы» была адресована напрямую профессиональному сообществу и рассматривала наш рынок– рынок независимого автотехобслуживания России – под разными углами.

Понятно, что рынок автокомпонентов является неотъемлемой частью экономики и, как и другие секторы рынка, подвержен изменениям макроэкономической конъюнктуры. В целях изучения перспектив развития российского рынка автокомпонентов GROUPAUTO Россия и Аналитическое агентство GiPA провели исследование, итоги и выводы которого были представлены в рамках данной конференции.

           Руководитель отдела по работе с поставщиками, аналитике и координации GROUPAUTO Россия Лев Лагранский рассказал, в каких условиях развивается и с какими вызовами столкнется рынок автокомпонентов в России. Его доклад был посвящен анализу общеэкономической ситуации и ее влиянию на отрасль.

     Тенденции прослеживаются весьма интересные. Так, например, с одной стороны, на данный момент низкая стоимость нефти не угрожает российской экономике, поскольку значения вернулись на уровень 2015 г. и стоимость нефти превышает $70 за баррель, а российский бюджет сверстан из расчета $40 за баррель. Но, с другой стороны, по сравнению с 2016 г. корреляция между стоимостью нефти и курсом рубля сейчас практически отсутствует – об этом ясно говорят последние данные. Хотя при этом все-таки рубль реагирует на локальные снижение стоимости нефти и, к сожалению, продолжает падение: за 7 месяцев 2018 г. он упал на 17,3 % против 5,5 % снижения индекса валют развивающихся стран.

     На курс негативно повлиял вывод иностранного капитала из российских долговых обязательств – на заявлениях о возможности введения санкций против государственного долга РФ курс сократился на >10 %. Поэтому можно совершенно определенно сказать, что основной риск для российской экономики сейчас – геополитический.  

     Хотя и на таком фоне российская экономика вернулась к росту. В 2018 г. минэкономразвития спрогнозировало рост ВВП на 2,1 %, однако на ожиданиях рецессии мировой экономики прогноз был понижен до 1,5 %. Впрочем, это все-таки рост.

   Все эти процессы оказали непосредственное влияние на потребительский рынок и, как следствие, на потребительские тенденции. Реальные располагаемые доходы продолжили снижаться (несмотря на некоторый рост зарплат). Падение в 2017 г. составило 1,7 %. Во многом из-за этого объем кредитов населения растет и достиг ~13 трлн руб. к середине 2018 г. Скорость прироста объема кредитов также растет. Это говорит нам о том, что россияне изменили модель потребления со сберегательной на кредитную.

     Инфляционные ожидания населения в середине 2018 г. усилились на фоне роста цен на топливо и заявленного повышения НДС и тарифов ЖКХ. Это усиление побуждает россиян тратить больше – после трехлетнего снижения в экономике РФ наблюдается прирост объема розничной торговли. Но та же инфляция и рост цен на топливо и дополнительные налоговые сборы повысили стоимость владения автомобилем. Возникает риск, что дальнейшее увеличение стоимости владения может повысить ценовую чувствительность автовладельцев в вопросах выбора автокомпонентов и услуг по ремонту. Это, в свою очередь, может повлечь смещение потребления автозапчастей и услуг по ремонту автомобиля в бюджетный сегмент.  

   Рынок автокомпонентов реагирует на тенденции достаточно оперативно. Рост оборота в первой половине 2018г. сохранился, но значительно замедлился по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.: 18 % против 59 %. При этом скорость роста оборота во II квартале существенно ниже скорости роста оборота в первом. В результате органический рост рынка в 2018 г., по мнению Льва Лагранского, составит 3–5 %, органический рост Группы будет выше – 10–15 %.

       

      Еще один важный фактор: продолжается планомерное снижение наценки на фоне обострения конкуренции на рынке. Рекомендуемая розничная цена – как действие или как мера – не спасет положение, поскольку не является ни юридически допустимым, ни эффективным инструментом воздействия на наценки на рынке. Для контроля ситуации Группа проводит исследование наценок в разрезе регионов, продуктовых линеек и брендов для обоснованного выявления факторов снижения наценок на рынке. Цель – ежедневное  исследование предложения >50 региональных и федеральных игроков в разрезе каждого бренда. Осуществляется анализ 500–2500 артикулов в продуктовой линейке в день.

   Генеральный директор аналитического агентства GiPA Россия Александр Груздев в своем докладе углубился в состояние отрасли. Его выступление было посвящено динамике и структуре российского автомобильного парка, а также трендам, наблюдаемым на российском рынке после гарантийного обслуживания автомобилей.

     Выводы Александра Груздева заставляют серьезно задуматься. В целом парк стагнирует последние несколько лет, однако внутри сегмента иномарок 3–10 лет наблюдаются достаточно значимые изменения. Большие продажи 2011–2014 гг. позволили пройти основные кризисные годы с постоянным притоком новых автомобилей, выходящих к гарантии, однако 2017 г. – это год, когда пик был пройден. Следующие три года будут ознаменованы снижением парка в силу резкого падения продаж новых автомобилей 2015–2017 гг.

     При этом изменение парка не будет компенсировано увеличением среднегодового пробега, и общий пробег парка будет уменьшаться. Таким образом, будет потерян естественный фактор роста продаж автокомпонентов.

     Самостоятельное выполнение работ и ремонт «со своими запчастями» приводит к падению выручки и прибыли СТО, а также к увеличению важности цены, поскольку три четверти водителей, приобретающих запчасти в каналах покупки, выбирают в первую очередь по цене. Стабильность долей рынка по каналам сервиса говорит о сформировавшейся привычке обслуживания для категории иномарок от 3 до 10 лет, которая будет изменяться только путем внутренней конкуренции.

         Президент GROUPAUTO Россия Александр Красный напрямую обратился к перспективам развития рынка автокомпонентов в России, а также к стратегиям преодоления сложившихся экономических и структурных вызовов, успешно применяемых в России и на Западе. Да, вызовов для отрасли очень много. Да, ситуация сложная. Да, для ее благоприятного разрешения нужно будет приложить силы, но именно в благоприятном разрешении этой ситуации при непосредственном участии GROUPAUTO Россия Александр Красный не сомневается.

        Основными драйверами роста выступят крупные федеральные игроки. Их доля будет расти. Давление на наценку идет за счет средних и малых дистрибьюторов, сопротивляющихся переделу рынка. Не выдерживая конкуренции по широте ассортимента, скорости доставки и другим видам комплементарного сервиса, в ответ на усиление качественной конкуренции для удержания доли рынка они идут на снижение цен, запуская цепную реакцию. Но это давление будет снижаться, потому что сотрудничество с крупными федеральными игроками обладает целым рядом преимуществ. Это и эффективная логистика, и высокий уровень сервиса, и оптимизированные издержки, и широкий ассортимент.

Что, собственно, и подтверждается складывающейся практикой: с 2015 г. в нарастающем темпе рынок переходит к крупным федеральным дистрибьюторам. А основной драйвер их роста – региональная экспансия.

       Подробный анализ показывает: существующий рынок премиум IAM обладает значительным дополнительным внутренним потенциалом: ~60–70 % на ближайшие 3–5 лет. За это время можно увеличить долю премиального сегмента в региональных СТО до 60 %.

      Сразу возникает логичный вопрос: почему существующие потенциалы до сих не были реализованы? Ответы закономерны. Во-первых, у дистрибьюторов еще не реализована в полном объеме модель бизнеса, требуемая для комплексного обеспечения СТО УТП (уникальное торговое предложение). Во-вторых, доходность премиального сегмента – низкая. В-третьих, существующие стандарты работы СТО не подразумевают продажу автозапчастей: нет наличия автокомпонентов в момент продажи услуги по ремонту; отсутствуют компетенции по продаже запчастей вообще и премиальных запчастей в частности.

GROUPAUTO Россия предлагает комплексную программу реализации существующего потенциала, включающую множество последовательных действий на разных уровнях. На уровне дистрибуции предполагается стимулирование дистрибьюторских компаний – Партнеров Группы – к развитию в регионах на уровне принятия Групповой стратегии и поддержки Группы. Партнеров также будут стимулировать к работе с премиальными брендами в рамках стратегического развития. И очень важно то, что GROUPAUTO Россия намерена осуществить работу с Партнерами в направлении повышения доходности сотрудничества с премиальными брендами в рамках национальных соглашений, индивидуальных контрактов и координационного регламента закупочной деятельности. В дополнение Партнеры будут стимулироваться к реализации УТП для СТО. Мероприятия на уровне реализации дистрибьюции (УТП для СТО) предлагают следующие действия:

• реализацию УТП для СТО: доставку запчастей минимум 4 раза в день; наличие запчастей на складе ЛДЦ, 85 % потребления СТО; подбор запчастей; гарантию на 1 год или 40 000 км пробега и компенсацию затрат на установку; обмен/возврат запчастей;

• разработку, реализацию и популяризацию эффективной бизнес-модели локальной дистрибьюции: 80 % премиальных запчастей; средняя наценка 15–20 %; 90 % продаж в СТО; лояльность клиентов СТО 60 %.

        Но больше всего действий будет предпринято на уровне СТО. Будут разработаны (разработка уже ведется, и определенные результаты есть) и реализованы эффективные стандарты работы. В Учебно-практическом центре СТО № 1 сети «ЭВРИКАР – Заботливый Сервис» она войдет в финальную стадию. Эти стандарты будут включать комплексный подход к оказанию услуги: запчасти плюс работа, взаимодействие с премиальными брендами – обеспечение гарантии, обучение, маркетинговая поддержка и лояльная работа с одним дистрибьютором – выполнение УТП. Затем пройдет обучение стандартам, обучение их внедрению. А франшиза «Заботливый Сервис» получит дополнительное развитие.

      При этом Группа продолжит активное информирование и популяризацию эффективного стандарта работы среди СТО. В этом году было проведено 15 конференций в регионах России более чем с 25 поставщиками. В них приняли участие около

1500 представителей профессионального сообщества – руководителей и специалистов СТО. На следующий год планы еще масштабнее, и они обязательно будут претворены в жизнь. Получит продолжение и стартовавший в этом году Всероссийский конкурс среди НСТО – он обретет больший охват, привлекая новые и новые лица.

       Академия GROUPAUTO продолжит свою обучающую деятельность – будет внедрен отраслевой портал с демонстрацией процесса внедрения стандартов эффективного СТО он-лайн и видеоконтентом по обучению работе и продажам премиальных брендов.

      Обобщая, можно сказать, что GROUPAUTO Россия, трезво оценивая сложившуюся на рынке ситуацию и видя наиболее эффективные способы решения возникающих сложностей, предлагает отрасли наиболее адекватный комплекс мер развития. Группа предлагает решения, способствующие повышению рентабельности бизнеса продаж автозапчастей и повышения доходности операторов рынка, которые соответствуют состоянию экономики в целом и применимы в бизнесах разного масштаба.

Поделиться
Другие новости
12.10

Роман Булгаков – руководитель сетевой станции FIT SERVICE из г. Орел, принимал участие в конкурсе «Лучший автосервис года» .

04.10

Семинар был интересен в первую очередь руководителям автосервисов, мастерам-консультантам и механикам – именно такие специалисты собрались в зале, чтобы узнать как зарабатывать на продажах премиальных запасных частей.

02.10

Новый формат общения владельцев и сотрудников автосервиса с экспертами и практиками рынка




Подпишитесь на нашу
рассылку:
География GroupAuto Russia
Заботливый сервис
Эврикар
ТОПТРАК
G-TRUCK