● Доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составляет порядка 31% ● Объем недополученных налогов за 2019 г. только в части НДС оценивается более чем в 24 млрд рублей. 461 млн. рублей из них – упущенные доходы федерального бюджета России в части НДС из-за оборота контрафактных ламп в 2019 году ● Текущий уровень оборота контрафактных ламп увеличивает годовой объем отходов 1 класса опасности на 7,8 тонн ● Учитывая долю контрафакта на рынке, вызванное им увеличение углеродного следа от эксплуатации автомобильного транспорта в России можно оценить в 1,2%. В абсолютном выражении это составляет 180 тыс. тонн CO2 в год.
«ТИАР-Центр» провел исследование по распространению контрафактной продукции на российском рынке автозапчастей, инициатором которого выступила компания OSRAM в рамках стратегии по борьбе с подделками.
Само исследование и пресс-конфернецию по его результатам поддержали представители компаний DENSO, «Лада Имидж», агентство по борьбе с контрафактом REACT и адвокатское бюро «Шевырёв и партнёры».
По данным исследования, доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составила порядка 31%, что сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом (30%). При этом на товары с незаконным нанесением защищенных товарных знаков приходится около 11% от общего объема рынка автокомпонентов, а остальные поддельные детали продаются под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения. Они составляют примерно 2/3 от общего объема контрафактной продукции.
Самые популярные подделки – это «расходники», то есть регулярно заменяемые детали. Среди них фильтры, тормозные комплектующие, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта достигает 45%. В зоне риска оказываются автомобили брендов средней и низкой ценовых категорий.
Высокий спрос на использование контрафакта обоснован стоимостью подделок: в среднем контрафактные детали на 30 - 50% дешевле оригиналов, а также степенью толерантности к контрафакту в обществе.
«У нас в компании выстроена целая система по борьбе с контрафактом, ведь использование некачественных подделок может привести не только к финансовым потерям из-за поломок автомобиля и проблемам на этапе технического обслуживания после истечения срока гарантии, а также к аварийным ситуациям на дорогах из-за искажения освещения. То есть можно сэкономить незначительную сумму здесь и сейчас, а потом потратить в разы больше на решение проблемы. Кроме того, нас заботит экологический аспект, так как контрафактная продукция выходит из строя гораздо быстрее», - отмечает Артем Нуриахметов, менеджер по продукту OSRAM.
Безопасность на дороге
Контрафактные детали производятся с серьезными нарушениями стандартов качества, так как используются более дешевые материалы и применяется некачественное производственное оборудование. Такие компоненты, как правило, выходят из строя гораздо быстрее оригинальных, а также могут привести к повреждению автомобиля, что влечет за собой значительные финансовые потери.
Отдельный вопрос – безопасность участников дорожного движения. Так, исследование подтверждает, что оборот контрафакта статистически связан с ДТП из-за технических неисправностей. Например, коэффициент корреляции между количеством ДТП из-за неисправности внешних световых приборов и объемом контрафакта на рынке ламп составляет 0,96.
Экологический аспект
При производстве некоторых компонентов используются вещества, требующие особого обращения, в том числе на этапе утилизации: использованные ксеноновые лампы из-за содержания ртути относятся к I-му классу опасности отходов (наиболее опасные), использованные свинцовые аккумуляторы – ко II-му классу. Поскольку подделки служат существенно меньше оригинальных, их применение значительно увеличивает объем опасных отходов. К примеру, только текущий уровень оборота контрафактных ламп увеличивает годовой объем отходов 1 класса опасности на 7,8 тонн.
Кроме того, поддельные детали могут влиять на эффективность автомобиля в целом: несоответствующие стандартам компоненты двигателя могут привести к увеличению расхода топлива до 15%, а значит и к увеличению выбросов СО2 и токсичных веществ (угарного газа, оксидов азота и других).
Учитывая долю контрафакта на рынке, вызванное им увеличение углеродного следа от эксплуатации автомобильного транспорта в России можно оценить в 1,2%. В абсолютном выражении это составляет 180 тыс. тонн CO2 в год.
Социально-экономические риски
Незаконный импорт и производство контрафактных компонентов приводит к недополучению государством налогов и таможенных сборов из-за их заниженной стоимости. Объем недополученных налогов за 2019 г. только в части НДС оценивается более чем в 24 млрд рублей. 461 млн. рублей из них – упущенные доходы федерального бюджета России в части НДС из-за оборота контрафактных ламп в 2019 году.
Инициативы по борьбе с контрафактом
Государственная стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период 2020 г. и плановый период до 2025 г. предусматривает совершенствование законодательства, мониторинг ситуации на рынке, а также вовлечение покупателей в борьбу с контрафактом.
Активно к решению этой проблемы подключаются автопроизводители и поставщики комплектующих, которые вместе с государственными органами проводят систематическую работу по выявлению и пресечению оборота контрафакта. Также, компании вовлекают в процесс потребителя, создавая возможности для самостоятельной проверки подлинности продукции перед приобретением. Например, программа Osram Trust.
Рекомендации
На основании анализа трендов и консультаций с экспертами в процессе проведения исследования были отобраны два блока мер, способных сократить долю контрафакта на российском рынке автокомпонентов.
Первый касается стратегического государственного целеполагания и нормативно-правового регулирования отрасли. Так, участники исследования предлагают:
- выделить и приоритезировать категорию «автомобильные комплектующие с высоким значением для безопасности дорожного движения»,
- сделать участие производителей в ЦРПТ опциональной для поддержания ценовой конкурентоспособности,
- ввести упрощенную процедуру уничтожения контрафакта по соглашению сторон.
Второй блок включает конкретные меры, которые можно начать реализовывать уже при текущей регуляторной рамке, то есть обеспечить:
- выявление и закрытие лабораторий, продающих сертификаты соответствия,
- координацию оперативного взаимодействия между таможенниками ЕАЭС, использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности,
- привлечение Роспотребнадзора к мероприятиям по выявлению и пресечению оборота контрафактных автокомпонентов.