Разбираемся в видах ШРУСов и их внутреннем устройстве
ШРУС – это шарнир равных угловых скоростей, предназначенный для передачи крутящего момента. В автомобилестроении наибольшее распространение получили шариковые ШРУСЫ (обычно их называют просто «ШРУС» и трипоиды.
Шариковый ШРУС
Шариковый ШРУС представляет из себя подшипник качения, с возможностью поворота. ШРУС состоит из: внешняя обойма с дорожками качения и шлицевой части для установки, тел качения – шариков, и сепаратора с шлицевой частью для установки, для разделения тел качения.
Основными преимуществами таких шарниров является:
- Большой диапазон рабочих углов
- Малые потери на трение
Возможные неисправности:
- Износ дорожек качения (появляется люфт)
- Лопается сепаратор (не корректная технология изготовления)
- Износ шлицевой части (слабая закалка)
Трипоид
Представляет собой комбинированный подшипник – качения и скольжения. Состоит из внешней обоймы с дорожками скольжения и шлицевой части, тел качения и скольжения, игольчатых подшипников.
Основными преимуществами трипоидов является:
- Большой ресурс
- Возможность передачи большого крутящего момента.
Возможные неисправности:
- Износ дорожек качения (появляется люфт)
- Износ иголок подшипника
- значение пыльника
Пыльники ШРУС
Пыльник ШРУСа – часть привода, предназначенная для предотвращения попадания посторонних объектов в рабочую часть ШРУСа (пыли, песка и тд), а также служит для удержания смазки внутри рабочей части ШРУСа. Пыльники можно условно разделить по двум параметрам: по типу шарнира, для которого используется и по материалу.
Пыльники для шарориковых ШРУСов и для трипоидных – разные, это связано с тем, что у ШРУСа внешний корпус круглый- а у триподных имеется три внутренних скругления. Для производства, обычно используют один из трех материалов: резину, пластик или полиуретан.
- Резиновые пыльники – самые распространённые.
- Пластиковые – способные выдерживать большие механические нагрузки.
- Полиуретановые – сохраняют свои рабочие свойства в большом диапазоне температур (-70…+120)
Из чего состоит привод
Привод – устройство, передающее крутящий момент от КПП или редуктора на ступицу. Привод состоит из: внешнего ШРУСа, внутреннего ШРУСа или трипоида, двух пыльников, четырех хомутов и приводного вала.
Почему рекомендуется менять приводы парой?
Старый привод имеет люфт (даже если он еще не “хрустит”). Когда устанавливается один старый и один новый привод, появляется маленькая задержка в передаче момента колесам на старом приводе относительно нового. Это может вызывать вибрации и плохо влиять на управляемость. Второй важный критерий это экономия на повторной замене масла к КПП, затрат на сход-развал.